Микис Теодоракис – Творец и Гражданин»
29 июля 2010 года великому греческому композитору и общественному деятелю
Микису Теодоракису исполняется 85 лет.

«...Η ζωή και το έργο μου στηρίχθηκε επάνω σε τρείς λέξεις:  Ελλάδα, Πατρίδα, Ελευθερία.
Και όλοι μου οι αγώνες έγιναν μόνο και μόνο για να υπερασπίσω με κάθε θυσία. Το ίδιο κάνω και τώρα».              (Μίκης Θεοδωράκης)
«Мои жизнь и творчество опираются на три категории: Греция, Родина, Свобода.
И все мои действия, усилия были направлены на их защиту, во что бы это мне не стало. Те же самые принципы исповедую и сегодня» (Микис Теодоракис)  

…Как рождаются гениальные музыкальные произведения?
Почему не ко всем великим Творцам соотносится формула «Поэт и Гражданин»?

Микис Теодоракис (Μίκης Θεοδωράκης).
Будучи 15-летним юношей, как и тысячи его сверстников, он рвался на Албанский фронт («Албанский эпос») спасать Честь Эллады от наглых притязаний итальянского фашизма.
19 - летним молодым человеком  испытал все «прелести» английских бомбометаний декабря 1944 года («Декемвриана») – на его глазах уходили в Безвестность сотни таких же, как и он, красивых внешностью и помыслами молодых бойцов ЭЛАС, не захотевших признать диктата носителей европейских демократических ценностей – «освободителей» англичан и их главного рулевого лорда Уинстона Черчилля. Английские и, впоследствии, американские союзники, поправ союзнические договоренности с Советским Союзом не вводить войска союзников в страны, освободившиеся самостоятельно от фашистских оккупантов, продемонстрировали всему миру, какой они хотят видеть будущую Элладу – своей карманной марионеткой, всегда готовой быть в услужении американо-английским хозяевам мира, зависимой, манипулируемой.


  
Годы Сопротивления. Трагическая для судеб страны Гражданская война 1946-1949 гг.
Ссылка в лагерь смерти Макронисос, откуда он вызволяется в 1950 г. и следует в Париж, где становится стипендиатом Консерватории по специальности «Композитор симфонической музыки». На Шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 г. в Москве Первая симфония для фортепьяно и оркестра Микиса Теодоракиса была отмечена 1-й степенью –
Золотой медалью. Председателем жюри был великий Дмитрий Шостакович.
С этого времени к нему приходит широкая известность в нашей стране.

 В 1958 году Микисом Теодоракисом написан «Эпитафиос» (на слова поэмы Янниса Рицоса), посвященный Единым Демократическим Левым силам (ЭДА) накануне парламентских выборов, после подведения результатов которых ЭДА стала главной оппозиционной партией.

1960 г. Возвращение в Грецию. Участие в широком движении народных масс по демократизации общественной жизни в Греции. Греческая «политическая весна» 1960-х, завершившаяся 21 апреля 1967 года с приходом к власти хунты «черных полковников».
В 1963-1967 гг. Микис Теодоракис возглавляет молодежное движение «Григорис Ламбракис», названное в честь известного греческого правозащитника и борца за мир, убитого 22 мая 1963 г. в Салониках. После гибели Г.Ламбракиса наследует его депутатское кресло в парламенте.

21 апреля 1967 года. В Греции произошел государственный переворот. С приходом к власти в стране  военной хунты черных полковников Микис Теодоракис уходит в подполье.
Организация Патриотического фронта. На рассвете 21 августа 1967 года в квартиру в Хайдари, где он находится, врываются служащие Асфалии (службы Безопасности). Заточение в камеру тюрьмы «Авероф», далее ссылки в Затуну и Оропо. В апреле 1970 года, после многочисленных акций протеста комитетов в защиту греческой демократии, созданных во многих странах мира, советский Комитет возглавлял автор «Брестской крепости» писатель Сергей Смирнов, демарша Совета Европы, он освобождается из тюрьмы и высылается из страны.

Велика роль М.Теодоракиса в развенчании режима хунты в глазах международного общественного мнения. На алтарь этого дела поставлены творческий Гений и Долг сына перед своей многострадальной матерью Элладой. В эти годы имя Микиса Теодоракиса во всем мире становится  синонимом категории «Греческая нация». …«Ромиосини», «Солнце Справедливости» («ΤΗΣ ΔΙΚΑΙΟΣΥΝΗΣ ΗΛΙΕ»), «Зорбас», «Горе» («ΚΑΥΜΟΣ»), «ΑΣΤΕΡΙ ΜΟΥ…» – эти и многие другие музыкальные композиции слушают во всем мире сотни миллионов людей из своих теле (радио) приемников.

…Можно ли разделить композитора и общественного деятеля Микиса Теодоракиса? Существует мнение, на мой взгляд глубоко ошибочное, что активное участие в политической и общественной жизни страны не позволило ему сотворить большего количества гениальных произведений - мешало Микису Теодоракису быть более плодотворным как Художнику.

«С Микисом Теодоракисом я готов говорить на темы культуры, но не политики» –
некогда изрекал харизматичный греческий политик, основатель ПАСОК Андреас Папандреу.

Желание говорить, высказывать свою точку зрения по всем темам привело, в конце концов, что его имя было на «карантине» длительный период и у нас в Советском Союзе – советским партийным вождям не понравились его расхождения с официальной линией КПГ, суждения о пагубной роли партбюрократии, дискредитирующей светлые идеи Братства и Справедливости.
Для него, греческого коммуниста Микиса Теодоракиса, кажется диким разделение братского советского народа на классы. Обуржуазившуюся партийную бюрократию, отоварившуюся в специальных секциях и магазинах и простых граждан, которым «на потеху» оставались мясные кости. Советские вожди и партократы жили отдельной виртуальной жизнью от своего народа, который они, согласно Уставу КПСС, обязывались в обозримом времени поселить в коммунистический рай. Микис Теодоракис, как истинный коммунист, не мог молчать и своими прямыми суждениями об увиденном в Советском Союзе «советском фарисействе» нажил себе влиятельных врагов. …Предложение на представление его престижной Ленинской Премией со стороны известного итальянского художника коммуниста Гуттузо в 1967 году отвергается по инициативе советского представительства в Комитете.

…Убеждения «не плыть согласно генеральному курсу» не могли для него пройти бесследно. Многочисленные попытки реализации совместных творческих проектов на его музыку со стороны Одиссея Димитриади, Игоря Моисеева (постановка балета «Маутхаузен», «Зорбас»), Юрия Григоровича (постановка на сцене Большого его Второй Симфонии) заканчивались безрезультатно. Попытки Арама Хачатуряна и Дмитрия Шостаковича, многих деятелей советской культуры приблизить и представить его работы к советским слушателям ждала та же безрадостная судьба. Все его тайные и явные недруги радостно потирали руки.

…После восстановления им связей с КПГ в 1978 г., казалось бы, исчезают политические предпосылки для запрета на популяризацию его творчества в Советском Союзе. Но «карантин» все еще длится до прихода к власти Юрия Андропова. В течение 15-ти «андроповских» месяцев происходят, наконец, впечатляющие перемены: в 1983 г. Микиса Теодоракиса награждают Ленинской Премией, ставятся его симфонические произведения. Играется Третья Симфония.
Когда, спустя некоторое время, исполняется и Седьмая Симфония, умирает Юрий Андропов. Все вновь возвращается к нулевой отметке.    
  
…Отсюда и эволюция в политической самоидентификации себя, ставшая притчей во языцех.  Диктуется оная одним единственным императивом -  желанием быть максимально полезным своей Родине в каждый отдельный взятый период. Родине - не партиям, вождям - небожителям.
Главный императив для Микиса Теодоракиса – это Долг сына перед Матерью Элладой.

…Славы, харизматичности, всенародной любви  у него, в отличие от многочисленных имеющихся у него оппонентов и недругов, было и есть в избытке. Ничем, как банальной завистью и ревностью ко всем вышеперечисленным категориям, нельзя объяснить чье-либо желание принизить его роль, как политика и общественного деятеля. «Комплекс Сальери».

… Жизнью ему была уготована такая Судьба: Сопротивление, Гражданская война, эмиграции, ссылки, тюремные застенки и пытки. Поиски формулы «Счастья и Справедливости».
Желание видеть Грецию независимой и демократической, процветающей и передовой страной, в которой живут свободные духом граждане творцы, достойные своих великих героических предков, подвигало Микиса Теодоракиса к созданию им своих гениальных произведений.
Именно благодаря его активной Гражданской позиции, стало возможным рождение музыкальных произведений, раскрывающих с потрясающей гениальностью душу нашего Народа – от времени античности и Византии, революции 1821 года и до наших дней.

Поэт и Гражданин. Одно подпитывало, дополняло другое. Эти категории шли в одной связке.
Гражданин Микис Теодоракис  - Демиург (Творец) Микис Теодоракис.
  
…В аудиотеках миллионов греков, проживающих в 140 странах мира, самыми востребованными музыкальными произведениями являются музыкальные произведения, являющиеся визитной карточкой греческой нации, композитора Микиса Теодоракиса.
Его творения принадлежат не только грекам, но и всему человечеству.

Самым эксплуатируемым диском в аудиотеке автора этих строк на протяжении последних
15 лет является «Эллада Микиса» («Η ΕΛΛΑΔΑ ΤΟΥ ΜΙΚΗ»), изданный в канун его 70-летия. Известнейшие греческие певцы Григорис Бификоцис, Мария Фарандури, Стелиос Казандзидис, Йоргос Даларас, Маринелла исполняют песенные произведения на музыку Теодоракиса.
  
Микис Теодоракис.
Личность, соразмерная отдельно взятой планете. Одарившая своим гением все человечество.

На его глазах развивались драматические события в истории Греческого народа 20 века, от которых он «интеллигентно» не самоустранился, не спрятал, подобно страусу, свою голову в песок, не колебался («колебания» великого композитора Маноса Хадзидакиса), а занял по отношению ко всем вызовам Истории в отношении любимой Отчизны позицию Гражданина.

В период зенита своей мировой славы (1960-1980-х гг.) ему удалось устоять перед люциферовым звоном «сребреников». Гений, талант Микиса Теодоракиса не обслуживал плутократов – не подвязывался в разных сомнительных проектах-компаниях.

Микис Теодоракис. Народный композитор с пороком «коммуниста».
Человек, имеющий моральное право говорить Правду, все, что думает. Иному он не обучен.
Его правда не меняется в угоду политической коньюктуре и «геополитическим интересам».

…Правда о главной и определяющей роли Советского Союза в победе над фашизмом.

Эта правда словно бельмо в глазу для современных западных историографов, объявивших
в своих учебниках и исследованиях, посвященных Второй Мировой войне 1939-1945 гг.,  главными странами победительницами в той мировой мясорубке Соединенные Штаты Америки, Великобританию, Францию. И, уже в хвосте этого «наградного списка», в качестве пасынка той Великой Победы над фашистской Германией и ее многочисленными коричневыми союзниками – Советский Союз. Жизни десятков миллионов советских граждан, отданных ими на алтарь этой Великой Победы над коричневой фашистской чумой, как оказалось, для этих западных историографов ничего не стоят.

Великий композитор Микис Теодоракис, символ греческого сопротивления фашизму Манолис Глезос, участник Сопротивления социалист президент Греции Каролос Папулиас своих убеждений не меняют.«Самую большую, страшную цену за победу над фашизмом заплатил Советский Союз. Роль Советского Союза в этой победе – главная. Это не оспаривается». 

Микис Теодоракис. Человек, к которому, как бы кто не старался, грязь не прилипает. Одна из нелепиц, что была обрушена на него – обвинения в антисемитизме со стороны израильского Агитпропа в его, автора «Маутхаузена», адрес - за жесткую критику в адрес премьера Шарона.

 …И это пройдет. Господам клевретам пора бы уже давно осознать данную истину, но они все никак не могут успокоиться, угомониться, потому что так, ложью и наветами, они зарабатывают себе на «хлеб и масло». …Кто-то о них вспомнит через 20-30 лет?
Имя Микиса Теодоракиса останется в Истории навсегда – блистательным, незапятнанным.

29 июля 2010 года гениальному Творцу и Гражданину Микису Теодоракису исполняется 85 лет. В этот день миллионы греков мысленно пожелают своему великому соотечественнику здоровья, еще долгих лет служения нашему общему и любимому Греческому Отечеству.

…Эллада чествует своего великого сына Микиса Теодоракиса.

Микис Теодоракис. Символ Греческой нации: ее Души, Сердца, Духа.
Μίκης Θεοδωράκης. Έλληνας στην ψυχή, στην καρδιά και το πνεύμα.                         

Никос СИДИРОПУЛОС
Νίκος ΣΙΔΗΡOΠΟΥΛΟΣ, ΜΟΣΧΑ, ΡΩΣΙΑ.