Михалис Харалампидис. Политик, общественный деятель, публицист. Блестящий оратор и полемист.

"В этой жизни мы должны быть не пролетариями, а мастерами - творцами собственной судьбы"

...Первые слова, которые сразу приходят на ум при произношении имени Михалиса Харалампидиса:
"...Один из небольшого числа греческих политиков, кого можно смело назвать глубоким интеллектуалом".

                Михалис Харалампидис. Политик, общественный деятель, публицист.
                           Блестящий оратор и полемист.

Глас Правды, пробуждающий в "сонливом" конформисте обывателе чувства Ответственности Гражданина.

Родился в 1951 году в Александруполисе.
Учеба на факультете политической экономии и социологии в Риме.
Является одним из учредителей ПАСОК в 1974 году, одним из подписантов Учредительного воззвания в Мюнхене.
Подвергал жесткой критике курс ПАСОК за отход от программных установок "подлинного" ПАСОК.

...Человек огромного гражданского мужества.
Является редким в греческих политических джунглях раритетом морали.
Пользуется уважением в среде политиков всего политического спектра греческой политики.
Подобных примеров не такое уж большое множество:
Каролос Папулиас, Манолис Глезос, Константинос Стефанопулос...

ЧЛЕН ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ПРАВ И ОСВОБОЖДЕНИЯ НАРОДОВ, МЕЖДУНАРОДНОЙ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ по правам человека, признанной ООН.

Автор многочисленных трудов, посвященных политико-экономическим процессам в Греции, Международного признания геноцида греков турками в Оттоманской империи в 1916-1923 гг.



Михалису Харалампидису принадлежит огромная заслуга в издании 24 февраля 1994 года Парламентом Греции Законодательного Акта о признании дня 19 мая "Днем Памяти Геноцида греков малоазийского Понта турками в Оттоманской Турции за период 1916-1923 года", вынесении "Понтийского вопроса" к вниманию европейского и мирового общественного мнения.

Михалис Харалампидис - уникальный человек, великий идеалист, человек, отправляющий наши мысли в поиски истинного человеческого предназначения, сыновнего долга перед нашими дедами и прадедами, испытавшими на себе все драматические и трагические вызовы Истории в отношении нашего народа, греков исторического Понта и Советского Союза - турецкий геноцид и сталинский Большой Террор.

Нашего соотечественника Михалиса Харалампидиса многие в Греции считают "человеком не от мира сего", потому что в наше время такие люди "не солгавшие и не предавшие" - это, увы, "реликты из палеозоя".Именно им, этим людям и прочим "скептикам", дающим определение "это невозможно", "это неосуществимо" (название этим "греческим" хворям - "denborismos", "denginaitesmos") любому большому делу, направленному на осуществление торжества исторической справедливости и проекту человеческой мечты, Михалис Харалампидис и его соратники дают всеми своими поступками и делами следующий ответ: "Это возможно","это осуществимо".



Главное - не отдавать все эти вопросы восстановления исторической справедливости, реализации проектов мечты политикам и бюрократам, а обсуждать их на "афинской Агоре" и претворять всем миром.

...Так будем же хотя бы в  немногом "людьми не от мира сего"!

...Давайте соберемся все вместе в наш греческий Братский круг, чтобы обсудить все наши самые животрепещущие вопросы на Агоре и скажем, наконец, друг другу о том, что мы должны делать, чтобы на склоне  наших лет не испытывать чувств угрызений Совести перед нашими детьми и внуками -чтобы они нам, нашему греческому поколению, не вынесли их следующий "приговор": "...Они могли сделать многое, но по причинам нам совершенно непонятным, ничего или почти ничего не принесли в копилку нашего народа".

...Это возможно. Это осуществимо!
Потенциал греков России огромен.
...Главное - быть вместе и не прятаться за "соломинку" бездействия - "это невозможно", "это неосуществимо".

Осуществление проектов "Наше право на Память" на берегах Понта Эвксинского (Гостеприимного моря) и на всем российском пространстве - создание памятников, мемориалов, художественных произведений, музыкальных, театральных постановок, кинематографических полотен - в память греков малоазийского Понта невинных жертв турецкого геноцида в Оттоманской империи в первой четверти 20-го века, греков Советского Союза жертв сталинского Большого Террора.
"Это невозможно",- скажут нам огромное количество наших доморощенных скептиков.
"Это возможно", - ответим им мы, ибо на нашей стороне историческая Правда и Справедливость.

 ...Наш соотечественник Михалис Харалампидис.
Многие записные "доброжелатели" накануне вынесения на рассмотрение в парламенте Греции вопроса о "дне 19 мая" говорили ему: "...Все это не совсем вовремя. ...Подождем лучших времен".

Каков был ответ "апостола дня 19 мая" "фарисеям" вы все знаете - 24 февраля 1994 года Парламент Греческой Республики своим единодушным решением постановил: "Отныне считать дату 19 мая Днем Памяти геноцида греков малоазийского Понта турками в Оттоманской Турции за период 1916-1923 годы".

Михалис Харалампидис.
Братские разговоры по душам с российскими соотечественниками и филэллинами.
Ростов-на-Дону, Краснодар-Геленджик-Москва.
"...В этой жизни мы все должны быть не пролетариями, а мастерами - творцами собственной Судьбы".
Мы должны в полной мере владеть такими дисциплинами, как "самоуважение" ("avtosevazmos")и "самооценка" ("avtoektimisi") - без познания данных истин нам уготовано место разве что на обочине истории.

Все в наших руках - Господь Бог и суд Истории на нашей стороне.

Мы ни в коем случае не должны ограничивать себя только всемерному обращению к проектам Памяти. Всем своим существованием мы должны нести высочайшие образцы греческой культуры и эстетики, греческого стиля жизни. Во всех проявлениях: в греческой тавтотите (личностной самоидентификации), архитектуре жилья, мысли, духовных ценностей, культурных и, наконец, гастрономических предпочтений.
Не стать безликими "овечками долли" - потребителями "достижений" глобализации, "макдоналдсдизации".
 ...Оставаться греками, греками исторического Понта во всем богатом многообразии проявлений неповторимых и узнаваемых греческих черт - греческой тавтотиты.

...Глядя на лица наших молодых и умудренных жизнью соотечественников, эллинофилов в Краснодаре, Геленджике и Москве, пришедших на встречи-выступления Михалиса Харалампидиса, узнав непосредственно от самого Михалиса Харалампидиса о его впечатлениях о встрече с нашей молодежью  в Ростове-на-Дону, могу с радостью и абсолютно чистой совестью утверждать:
"...Нам, верю в это, не будет стыдно через 15-20 лет перед нашими детьми и внуками".

...И в заключение несколько добрых слов о тех наших соотечественниках, патриотах нашего народа, которые сделали все от них зависящее, чтобы пребывание в России нашего выдающегося соотечественника, наполнило последние строки этого повествования свежим оптимистическим поветрием.
 ...Мы знаем их имена. Спасибо вам, соотечественники!

N.Chr.Sidiropulos
Никос Сидиропулос

МИХАЛИС ХАРАЛАМПИДИС

(речь  в российском городе Геленджике  на Чёрном море) 
 

ПАМЯТНИК  ЖЕРТВАМ ГЕНОЦИДА В ОДНОМ ИЗ ЧЕРНОМОРСКИХ ГОРОДОВ 

Тысячи  лет назад наши предки своей культурой, экономикой, экологией, торговлей, земледелием  и вкусом сделали из Понта Аксинского (негостеприимного моря),  море гостеприимное, которое так и назвали Понт Эвксинский. Если убрать понтийцев, Понт Эвксинский не будет имеет культуры и истории и обеднеет.

Спустя  века, орды, пришедшие из центральной  Азии, силой сделали это море Чёрным.  В какой-то следующий момент они сделали это море красным. Но не натуральными красками, а кровью миллионов армян и понтийских греков. Десятки тысяч людей от Синопа до Ризе были уничтожены и брошены в море, ставшее красным в период с 1915 по 1923 год. Воды рек Понта, красные от крови жертв  в Амасии, Севастии, Мерзифунде, Триполи, Эрзруме, Санте впадали в Понт Эвксинский. Всем народам и понтийцам, проживающим сегодня на этом море не делает чести тот факт, что не существует ни одного памятника или мемориального знака в память о погибших. Он может быть создан в одном из городов Понта Эвксинского. Что он будет символизировать? Музы, память, музыку. Этому будет очень благодарен один из моих соратников по борьбе великий Одиссей Димитриади. Музыка приходит от муз.

Этот  памятник возвратит смысл и ценности человеколюбия, филантропа, родившего  «Любите Друг Друга», «Возлюби Ближнего Своего».  Когда гуманность спустя пять шесть веков возвратиться в  Понт, в Синоп, в Амисос, в Трапезунд, и там появятся памятники Музам, а не сиренам и чудовищам. Памятники ненависти, которые оскверняют сегодня священную землю Понта. Момент возвращения Муз и гуманизма в Понт близок.      

 

МИХАЛИС ХАРАЛАМПИДИС

(речи  в России 29 октября – 8 ноября 2009 года) 

ПОНТИЙСКИЙ  ВОПРОС КАК ЕВРОПЕЙСКИЙ  И МЕЖДУНАРОДНЫЙ 

Кемаль  Ататюрк, отец всех турок, верил, что  он разберётся с понтийскими греками  и решит понтийский вопрос при  помощи резни. Для этого он осуществлял заранее спланированную политику геноцида, одну из самых варварских в истории. Большая часть жертв были женщины и дети. Это был геноцид женщин.  

Триста  пятьдесят три тысячи понтийских греков были уничтожены в период с 1916 по 1923 год. Жертв было бы гораздо больше, если огромная часть греческого населения Понта в 19 и 20 веке, выехавшая  в Россию, вернулась бы на свою родину.

Их справедливое требование после поражения Османской  империи было отвергнуто многими  вовлечёнными в конфликт сторонами, в основном из-за расистских настроений кемализма. Этот запрет спас понтийский эллинизм в России. Очень часто история действует таким способом.

Однако,  такой народ с глубокими историческими  и культурными корнями, как понтийцы, не может быть уничтожен резнёй. В этом Кемаль потерпел неудачу. Сегодня понтийцев гораздо больше, чем было после геноцида. Нас несколько миллионов. В последние десятилетия Понтийский вопрос, понтийские греки, трагическая часть Эллинизма, возвращаются. Почему они возвращаются? Этого хочет История, География и Справедливость.           

Это не простое желание нескольких человек, как утверждают некоторые, это возвращение  истории. Это возвращение целого народа и древней культуры.

Это началось как требование нашей памяти «Понтийцы. Право на Память», такой был заголовок статьи, написанной мной в одной из крупных афинских газет в сентябре 1986 года после поездки в Россию в 1985 году. В ней я писал о том, что народ Тувы*

в Центральной  Азии имеет свои права. А почему не должны их иметь понтийские греки?

Сегодня Понтийский вопрос является животрепещущим, стоящим на повестке дня во многих политических и академических институтах в Греции, в Европе, в США, в  Южной Америке, в Австралии, в  Организации Объединённых Наций, после  его постоянного поднятия неправительственными организациями и в основном Международной Лигой Прав человека и Освобождения Народов, неправительственной организацией, имеющей большой авторитет и признанной Организацией Объединённых Наций. 

В Организации  по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.

В моей книге «Понтийский вопрос в ООН» на русском языке имеется наше обращение 

в эту  организацию, как и первое обращение  в ООН на русском языке.

Многие  штаты США, Австралии признали Геноцид  понтийских греков.

Голосование в Европарламенте в Страсбурге в 2006 году относится к Геноциду понтийских греков. Я хочу сделать дружеское и братское замечание. История говорит, что в этих  исторического значения признаниях первую роль должны играть местные, региональные и национальные российские институты. Это говорит история.

Понтийский  вопрос теперь считается не только национальным и греческим, а является международным и главным европейским  вопросом. Процессы интеграции  Анатолии в Европейский Союз, а также  требование истории о гармоничных  связях между народами, нациями, религиями, культурами, ставят на повестку дня Понтийский вопрос не только как вопрос прошлого, но и вопрос  будущего. Это вопрос 21 века.  

Где же соприкасаются Понт и Европа?

Первая  точка соприкосновения это культура и образование. Неправильно считается, что Анатолия и Малая Азия должны европеизироваться. Это ошибка. Настоящий вопрос состоит в возвращении и возрождении европейской составляющей в Малой Азии, которая была уничтожена политическими силами и расизмом. Одним из таких культурных европейских элементов является Понт. Также как и Патриархия в Константинополе.

В Понте,  в его истории и культуре можно  видеть великого прародителя Европы. Историка и Географа Страбона. Диогена  из Синопа. Ему мы обязаны за слово  Космополит. Великого философа, Гуманиста, Политика, Отца, по моему мнению, всей Европы, Виссариона Трапезундского. Европа, Италия, Греция и Россия обязаны ему многим. Я хотел бы когда-нибудь рассказать вам о Виссарионе Трапезундском как о политике и о сегодняшних событиях. Это был великий Политик, Европейский Политик. Я не говорю о догме.

Эта европейская  культурная составляющая должна быть возвращена, а не уничтожена. Бриллиантом  этой составляющей является понтийский язык, на котором говорят десятки  тысяч человек. Понтийцы в историческом Понте и в метрополии. Речь идёт о языке, близком к древнегреческому, на котором говорят сегодня. Турецкие правительства уничтожают, вместо того чтобы защищать этот живой памятник всемирного языкового наследия. Без греческого языка мир от Урала до Огненной Земли был бы вавилонским столпотворением.  

Противодействие Турции в ООН после нашего вмешательства**, как неправительственной организации, понтийскому языку, в 2002 году не позволяет  отнести её к разряду культурных государств. Это большое безразличие со стороны Европы, правительств Греции и Кипра, ЮНЕСКО, всемирного и российского академического сообщества, и я сказал бы братского нам алфавита.

Вторая  точка соприкосновения  – правовое устройство. Европа, которую мы строим это Европа городов и регионов.  Все государства, не только в Европе, но и во всём мире, проходят от моноцентрической архитектуры к полицентрической. Сама Россия обладает опытом полицентризма.

Предпосылкой  для вхождения Анатолии и Малой  Азии, Турции в Европейский Союз, это создание там  новой полицентрической демократической архитектуры. Эту процедуру я называю «испанизацией» Турции. Выражением прав местных народов Малой Азии в рамках географических и культурных автономий. Это произошло в Испании после Франко и является примером демократической культурной модели в Малой Азии после кемализма.

Благодаря этому понтийцы в Понте сегодня  получат такие же права, какие  имеют сегодня каталонцы, баски  и другие народы Европы от Атлантического океана до Урала. Сколько понтийцев  в Понте? Сотни тысяч, один-два миллиона? История ответит сколько их.

Город Трапезунд имеет больше прав, чем  Барселона, Сан-Себастьян и Баскский Доности. Трапезунд на протяжении веков  был культурным центром. Это один из старейших городов. Как говорят  исторические источники: «Самый славный из всех городов на земле». 

Сегодня, вместо того чтобы быть культурной столицей, это место где благодаря 

кемало-исламским  традициям пестуются и обучаются  убийцы. Оттуда происходят убийцы католического  священника Андреа Санторо, а также армянского журналиста Гранта Динка.

Третья  точка соприкосновения  это – нравственность.

Учреждение 27 января днём  памяти жертв нацизма  явилось большим историческим событием для человечества и Европы. Это  день, когда Красная армия вошла  в Освенцим. В Красной армии было много понтийцев. На исторических зданиях Берлина написаны имена понтийских греков - солдат Красной Армии. 

В мире, и особенно в географии и политике Европы имеется нравственный и политический пробел. Наши коренные народы на Балканах познали нацизм как идеологию смерти. Однако коренные народы Малой Азии и греческий народ за несколько десятков лет до этого познали и другую идеологию смерти – кемализм. Кемализм является идеологией смерти. Кемаль является предвестником и учителем Гитлера.

В Греции были Канданос на Крите, Калаврита на Пелопоннесе, Дистомос в Румелии, Хортиатис, Месовуно-Пирги в Македонии. Нацисты уничтожили всё население этих сёл.

В Месовуно и Пирги были уничтожены и российские офицеры и солдаты. Их имена начертаны  на памятнике. У нас же были Триполи, Керасунд, Мерзифунд, Бафра, Санта, Девизлик. Девизлик, южнее Трапезунда, был кемалистским концентрационным лагерем уничтожения понтийцев. Это было ещё большим варварством, чем в Освенциме.

Поэтому, международные и европейские  институты должны заполнить этот большой гуманитарный и нравственный пробел, учредив 19 мая как Европейский и Международный День памяти жертв кемализма. Новая Европа, которую мы строим, опирается на базовую ценность. Уважение ценности человеческой жизни. 

И сегодня в Понте, в Месопотамии, в Курдистане, в Антиохи, в Стамбуле и Анкаре человеческая жизнь не имеет ценности.

Предпосылкой  для вступления Малой Азии и Понта  в Европейский Союз является уважение этой ценности. Возвращение этой ценности, которая веками господствовала на Понте, как об этом говорится в понтийском стихотворении. 

Если  я тебя побью и убью, меня назовут  убийцей,

Если  я не побью и не убью тебя, меня назовут трусом.

Лучше я не убью тебя, и пусть меня назовут  трусом. 

Чего  мы хотим? Возвращение гуманизма в Малую Азию. Туда, где родилась эта ценность как греческий, как православный тип жизни. У нас есть иконы, эти прекрасные иконы в церкви, поэтому мы против насилия, против уничтожающей силы.

Мы создали  и принесли человечеству прекрасное слово: «Филантроп» и «Филантропия».